Как с ребенком выучить стихотворение

Опора на доминантные системы восприятия: визуальную, аудиальную, кинестетическую — поможет ребенку эффективно учить стихотворения.

Школьная программа по литературе — это несколько сотен стихов, которые необходимо знать наизусть. Распространенный школьный метод – зубрежка. Механическое заучивание многих тысяч рифмованных строк — занятие трудоемкое, скучное, бесполезное. Любви к литературе оно не прибавит: рассказав в классе вымученный стих, школьник тут же забывает его, как неприятный эпизод своей жизни. Нет универсальных методов выучить с ребенком стихотворение быстро и эффективно. Каждый человек имеет свои резервы памяти. Задача родителей – найти способ, подходящий конкретно для их сына или дочки. 

Виды восприятия 

Психологи выделяют три основных способа восприятия и запоминания людьми сигналов из внешнего мира: 

  • Визуальный – 70% информации человек получает через зрение, при запоминании работают зрительные образы. 
  • Аудиальный – через слух; в памяти человека остается звучание слов, музыкальных и иных слуховых впечатлений. 
  • Кинестетический – работа мозга по запоминанию связана с движениями тела, совершением определенных действий: ходить, работать руками, пальцами и т. д. 

У каждого человека доминирует тот или иной способ запоминания – на него и следует опираться при заучивании стихов. 

Можно посмотреть видео о способах заучивания стихотворений

Способы визуального запоминания 

Пользуясь этим методом, надо зрительно изобразить тот предмет или действие, которое представлено в каждой строке: 

  • «Люблю березу русскую» — сердечко (люблю)/березка; 
  • «То светлую, то грустную» — грустящий смайлик; 
  • «В беленом сарафанчике» – символ платьишка; 
  • «С платочками в карманчиках» — схематический карманчик. 

Ассоциации у ребенка могут быть самые разные, главное – изобразить их в порядке следования строк. Затем, не имея текста перед глазами, воспроизвести по картинкам всю строфу. Поскольку визуальный способ являются у людей доминирующим, этот метод запоминания строф работает в большинстве случаев. 

Действенным является также метод пантомимы, когда забытое слово взрослый показывает школьнику условным знаком. 

Аудиальный метод 

Слуховая память хорошо работает у 25-30% людей, развита она у тех, кто занимается музыкой. С ребенком стоит попробовать метод аудиального запоминания – возможно, он окажется для него эффективным. Маленький артист диктует строфу стихотворения на диктофон – затем, слушая собственный голос, повторяет строчки стихов. Такой своеобразный дуэт с самим собою. Записи удлиняются за счет прибавления новых строф – так постепенно запоминается все стихотворение.  

Кинестетические приемы  

Принято считать, что интеллектуальная деятельность требует сосредоточенности, телесные движения при этом только мешают. На самом деле именно кинестетика помогает многим детям учить стихи. Это связано с усвоением ритма, заложенного в основу поэтических произведений. 

  • При заучивании строф посоветуйте сыну или дочке ходить, делая шаг на каждое слово, останавливаясь на миг в конце строчек. 
  • Другой способ – наматывать нитки из клубочка на палец, перебирать бусинки, четки в такт словам из стихотворения, которое плавно изливается из памяти. В крайнем случае, можно вертеть в пальцах карандаш или ручку – такой способ настолько необходим для некоторых детей, что они применяют его интуитивно, без подсказки со стороны. 

 Вовремя подобранный эффективный способ заучивания намного облегчит вашим детям школьную жизнь. 

Алгоритм работы со стихотворением 

Большое и сложное стихотворение быстро с ребенком выучить не получится. Необходима предварительная работа и последующее закрепление. 

  1. Прочитать вслух стихотворение первый раз — сначала без выражения, сосредоточившись на технике чтения. 
  2. Выделить незнакомые слова, разобрать их. 
  3. Сделать краткий пересказ прочитанного текста. 
  4. Прочитать стих второй раз с интонацией, которую подбирает сам ребенок.  
  5. Используя доминантный для ребенка способ запоминания, учить стихотворение по строфам. 
  6. После получасовой работы сделать перерыв на 1,5-2 часа, повторить материал.  
  7. Вечером перед сном еще раз закрепить выученные строфы. 
  8. Утром – опять проверить себя. 

Идеальное запоминание наступает на второй-третий день после работы над стихотворением: ребенку захочется повторять его снова и снова, получая удовольствие от хорошо выполненного задания. 


ВЫ ПРАВИЛЬНО ЗАБОТИТЕСЬ О СВОЕМ РЕБЕНКЕ?

Пройдите наш небольшой тест из 10 вопросов и узнайте наверняка!

Сколько должен весить ребенок в 1 год?

Можно ли ребенка в 6 месяцев сажать в ходунки?

С какого возраста детям можно кушать перловку?

Можно ли детям горький шоколад?

Как долго варить морковку для прикорма?

Сколько должен спать ребенок от 1 до 4 лет?

Можно ли зарегистрировать автомобиль на ребенка?

Обязывает ли закон ребёнка учиться?

Можно ли сделать второй загранпаспорт ребенку?

До какого возраста проезд в городском транспорте бесплатный для детей?

Ваша оценка

Средний балл 40%

0%


ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

печенье для ребенка

Печенье для детей 1 года рецепты?

Домашнее печенье — полезные сладости для годовалого ребенка. Рецепты вкусного лакомства, рекомендуемые диетологами и педиатрами.