Как проще выучить таблицу умножения с ребенком

Тем родителям, кто знает принципы и закономерности таблицы Пифагора, выучить таблицу умножения с ребенком будет гораздо проще.

Таблица умножения – это основа основ школьной программы.  Деление и дроби без неё станут дремучим лесом для детей уже в начальной школе. Но выучить её не так-то просто: 100 примеров на обложке нынешних тетрадок, скорее отпугнут, чем вдохновят третьеклассника на зубрежку. Многие дети «сдаются» уже на 5-6 столбике – и до старших классов затрудняются ответить, сколько будет «семью восемь» или «шестью девять». А все потому, что зубрят они вовсе не таблицу умножения, и примеры из неё. Настоящая матрица выглядит так: 

Называется она – таблица Пифагора. Её можно купить, но лучше начертить самостоятельно и заполнить вместе с ребенком в процессе освоения нового математического действия.  

Шаг первый: умное сложение 

Сначала проверим, понимает ли ребенок, что такое умножение, и для чего надо учить его значения наизусть. Умножить число – это значит сложить его только раз, сколько требует второй множитель: 2 Х 3 = 2+2+2; 3 Х 3 = 3+3+3 

В начальной школе ученики, усвоив процесс сложения, подменяют им новое действие. Если числа маленькие, пальцев на руках хватает: 2 Х 3 = 6; 3 Х 3 = 9. Очень важно продемонстрировать, что с большими числами устно справиться довольно трудно: 6 Х 9 = 6+6+6+6+6+6+6+6+6.  

В самом деле, проще выучить однажды и навсегда, сколько будет 8 Х 8, чем всякий раз складывать восьмерки, пока не выйдет 64. Так мы формируем у ребенка мотивацию выучить все наизусть.  

Шаг второй: главный секрет  

Понять принцип работы матрицы несложно: берем множитель из левого столбца и соответствующий множитель из верхней строки – то, что стоит на пересечении строки и столбца и есть ответ – произведение, которое нужно запомнить. А вот теперь – самое интересное: произведения во втором столбце дублируются во второй строке: 2 х 3 = 6 и 3 х 2 = 6; 2 х 6 =12 и 6 х 2 = 12. И так во всех строках и столбцах! 

Отсюда главное правило умножения: перемена местами множителей не влияет на произведение, оно остается прежним. Семью три / трижды семь – равно 21. Девятью пять /пятью девять– равно 45. А это значит, что учить надо не 100 примеров, а лишь половину из них! 

Шаг 3: полезные закономерности 

Изучая матрицу, замечаем другие закономерности, которые сокращают число вариантов для зубрежки. 

  1. Квадраты чисел делят матрицу по диагонали, сверху и снизу цифры дублируются: учим одновременно примеры перевертыши: 5 х 6 = 30 → 6 х 5= 30 
  2. Произведение на 1 учить не нужно – с этим множителем числа остаются сами собой. 
  3. Умножить на 10 – значит, прибавить 0 к числу справа: 5 х 10 = 50 – опять не учим. 
  4. Все произведения на 5 — череда круглых десятков в четных рядах и чисел с пятеркой на конце – в нечетных 5 х 6 = 30, но 5 х 7 = 35;  
  5. С множителем 9 число легче умножить на 10, а затем отнять девятку от полученного произведения: 7 х 9 = (7 х 10) — 7 = 63; 

 Шаг 4: трудные примеры 

Трудно запомнить из матрицы всего лишь несколько значений – в клеточках, не закрашенных зеленым. На них обращаем особое внимание: эти значения необходимо многократно повторять и закреплять играми. 

  • 6 х 7=42 
  • 6 х 8=48 
  • 6 х 9=54 
  • 7 х 8=56 
  • 7 х 9=63 
  • 8 х 9=72 

Шаг 5: проверенные приемы  

В процессе работы запоминаем примеры по порядку: сначала столбик на 2, потом на 3 и т. д. Не забываем переворачивать значения:   

2 х 7 = 14 → 7 х 2 = 14.  

Спрашиваем медленно, постепенно убыстряя темп. Затем переходим на тестирование вразброс. Прибавляя новые области, усвоенные части не оставляем в покое, то и дело закрепляем и тренируем, особенно часто те варианты, которые вспоминаются с заминкой.  

Можно отдельно выучить квадраты. Они так красиво делят матрицу по диагонали! Лишь 3 значения из них обычно вызывают затруднения:  

  • 7 х 7 = 49; 
  • 8 х 8 = 64;  
  • 9 х 9 = 81. 

Для сложных вариантов на 3, 4, 6,7, 8, 9 – применяем игровые методы. 

  1. Игра в карты. На картах написаны примеры – играющие должны быстро дать ответ на карточку, которую показывает ведущий. Самый быстрый забирает её. Побеждает тот, у кого стопка выигранных карт окажется больше. Все 100 примеров для игры не нужны – достаточно лишь тех, которые плохо запоминаются. 
  2. Умный мяч. Ведущий бросает мяч и быстро задает вопрос – игрок мгновенно должен ответить и возвратить мяч ведущему. Трудные примеры звучат чаще, чтобы довести их знание до автоматизма.  
  3. Рифмы. А. Усачев зарифмовал всю таблицу умножения. Можно воспользоваться рифмами трудных вариантов на 4, 6, 7, 8. Стишки берем на помощь лишь там, где правильный ответ не запоминается. 
  4. Умножение на пальцах применяли славяне, ещё не зная таблицы Пифагора. Так они умножали на 9: 

Возможно, детям и понравятся такие шпаргалки, но лучше и надежнее, чтобы ребенок держал всю таблицу в голове и, проснувшись среди ночи, мог ответить по ней на любой вопрос.  


ВЫ ПРАВИЛЬНО ЗАБОТИТЕСЬ О СВОЕМ РЕБЕНКЕ?

Пройдите наш небольшой тест из 10 вопросов и узнайте наверняка!

Сколько должен весить ребенок в 1 год?

Можно ли ребенка в 6 месяцев сажать в ходунки?

С какого возраста детям можно кушать перловку?

Можно ли детям горький шоколад?

Как долго варить морковку для прикорма?

Сколько должен спать ребенок от 1 до 4 лет?

Можно ли зарегистрировать автомобиль на ребенка?

Обязывает ли закон ребёнка учиться?

Можно ли сделать второй загранпаспорт ребенку?

До какого возраста проезд в городском транспорте бесплатный для детей?

Ваша оценка

Средний балл 40%

0%


ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

протеин для детей

Можно ли детям пить протеин

У врачей нет единого мнения относительно употребления протеина детьми. Во-первых, у каждого малыша свой рацион…