Как помочь ребенку полюбить учиться

Мотивация, самодисциплина, интерес – основные сферы приложения родительских усилий, чтобы помочь ребенку полюбить учиться.

 О том, как «НАДО» превратить в «ХОЧУ» 

Учеба в школе – это тяжелый труд, резкое ограничение свободы. Как снежный ком растет череда заданий, которые выполнить «НАДО», и почти не остается времени делать то, что «ХОЧУ». Полюбить такое положение дел невозможно: здоровая психика всегда сопротивляется насилию.  

Дети по утрам без всякой охоты идут в школу — отбывают там положенный срок. Дома наспех, лишь бы отвязаться от назойливости родителей, делают уроки. Такая учеба не приносит пользы ни уму, ни сердцу — пусть даже в школе ребенок считается хорошистом. Привычка учиться без интереса формирует психологию «троечника по жизни»: зачем напрягаться, и так сойдет. Неудачник, без всякой мотивации на успех – такого будущего своему чаду не пожелает ни один любящий родитель. Придется помочь своему ребенку полюбить учиться – а это значит, мучительное «НАДО» превратить в желанное «ХОЧУ». Действовать надо осознанно и целеустремлённо: сформировать достойную мотивацию на учебу; мобилизовать волевые усилия ребенка; пробудить интерес к учебной деятельности. 

Мотивация 

В начальной школе мотивация на учебу тесно связана с отношением к родителям. Ребенок ходит в школу, делает домашние задания – для них, любимых. Он искренне уверен, что его учеба нужна не ему, а родителям. В начальной школе важно использовать этот момент: принимать все достижения сына или дочки как проявление их заботы и любви; а с неудачами справляться вместе. К сожалению, родители своими руками рушат этот мостик любви, помогающий малышу преодолевать школьные трудности. Критика, раздражение, брань, угрозы, наказание – такими методами пытаются родители поставить чаду каллиграфический почерк и повысить технику чтения. Успех приходит с точностью до наоборот: ребенок понимает, что его разлюбили – учеба теряет для него смысл. Психологи считают, что любящий, спокойный взрослый — одновременно и объект, и субъект мотивации младшего школьника на учебу. 

К 10-12 годам школьнику предстоит понять: «Учеба нужна с первую очередь мне». Само собой, это убеждение не возникнет, задача родителей – его сформировать и укреплять. Факты из личной жизни, персонажи книг и фильмов, беседы по душам – все должно привести к выводу: без труда и образования успех в жизни невозможен. Отчетливо эта мотивация заработает к 9-11 классу, но прививать любовь к учению в этом возрасте уже поздно. 

Самодисциплина  

По мере того, как школьник начнет понимать, что учеба – это его шанс «выбиться в люди», надо вырабатывать в нем привычку ценить свое время.  

  • Смотреть тупые «видосы», залипать в телефоне – это терять драгоценное время, упускать возможность стать лучше. Не запрещать, а убеждать – пусть ребенок сам делает выбор. 
  • Вовремя сесть за уроки – это значит победить себя и преодолеть массу соблазнительных искушений. Кому как не родителям стоит поделиться опытом победы над собой. 
  • Порядок и хаос в комнате психологически влияют на нас. Порядок помогает сосредоточиться – требуем поддерживать его с малых лет. 
  • Приучаем сына/дочку ставить пред собой маленькие цели и добиваться их выполнения.  

Самодисциплина держится не на родительском поощрении и наказании, а на собственных волевых усилиях ребенка. Задача взрослых – вовремя поддержать их, похвалить за победы, проанализировать неудачи. 

Интерес к учебе 

Уже в первом классе на учеников обрушивается поток абстрактной информации. Еще не привыкший к интеллектуальной работе мозг отказывается переваривать все, что сообщают и задают в школе. Без помощи взрослых сохранить интерес к учебе трудно. 

Помощь в выполнении домашних заданий 

В начальной школе помощь необходима едва ли не всем детям. Выводить буковки ровно и без помарок – работа трудная, скучная почти невыполнимая для ребенка без сочувствующего внимания мамы, бабушки, папы… Важно хвалить свое чадо за малейший успех. А вот с критикой надо быть поосторожнее. Психолог-блогер Ирина Бенетт считает: «Когда у человека что-то не получается, самое худшее, что можно сделать – это давить на него. Включается туннельное мышление, исполнитель впадает в ступор, начинает делать все хуже и хуже». Переживание успеха – самая важная эмоция, рождающая интерес и любовь к учению. 

Ничего не делать за ребенка 

Пусть проекты и прописи вашего ученика не будут такими эффектными, как у одноклассников, и в классе его работу не похвалят. Самостоятельность и ответственность – более важные качества, которые во всю силу заработают в будущем. 

Развивать словарный запас 

Если родителям важны не оценки, а сам ребенок, их внимание и забота рано или поздно помогут ему полюбить учебу. 

 Школьное обучение — вербальный процесс. Чем богаче словарный запас ученика, тем легче ему запомнить слова учителя, понять задачу по математике, пересказать текст, выучить стихотворение. Надо постоянно интересоваться, все ли слова в своей речи ребенок может объяснить, вводить в оборот новые выражения. Полезно слушать рассказы сына/дочки о пережитых событиях – часто эмоции мешают детям связно сообщать, что же произошло на самом деле. Еще полезнее вызывать ребенка на спор, требовать, чтобы он искал аргументы и обосновывал свою точку зрения – тогда ответы у доски и сочинения станут для вашего школьника приятной игрой интеллекта. 


ВЫ ПРАВИЛЬНО ЗАБОТИТЕСЬ О СВОЕМ РЕБЕНКЕ?

Пройдите наш небольшой тест из 10 вопросов и узнайте наверняка!

Сколько должен весить ребенок в 1 год?

Можно ли ребенка в 6 месяцев сажать в ходунки?

С какого возраста детям можно кушать перловку?

Можно ли детям горький шоколад?

Как долго варить морковку для прикорма?

Сколько должен спать ребенок от 1 до 4 лет?

Можно ли зарегистрировать автомобиль на ребенка?

Обязывает ли закон ребёнка учиться?

Можно ли сделать второй загранпаспорт ребенку?

До какого возраста проезд в городском транспорте бесплатный для детей?

Ваша оценка

Средний балл 40%

0%


ПОХОЖИЕ СТАТЬИ